-Отец Сергий, когда был возведён храм Спаса Нерукотворного?
—Существующая ныне каменная церковь была выстроена в 1785 году Афанасием Абрамовичем Гончаровым, прадедом Натальи Николаевны Гончаровой, жены А.С. Пушкина. Афанасий Гончаров — родоначальник текстильной промышленности в нашем районе. Его парусину закупали иностранцы и Пётр I. А на бумаге, производимой его заводом в конце XVIII века при Екатерине II, выпускали деньги. Это был крупный промышленник. Из всех храмов, которые он построил в России, сохранился только один - наш.
—Он был разрушен?
—Полностью. Приход закрыли в 1941 году, и с тех пор — до 1993 года — храм не действовал. Нам он достался в состоянии руин, и мы его постепенно восстанавливаем.
—Как вы оказались в Каблукове?
—В 1993 году я заканчивал Московскую духовную семинарию и думал, куда пойду служить. В январе, после Крещения, встретил своего друга Юрия Царёва. Он мне сообщил, что является старостой храма в Каблукове, предложил съездить туда. Я, конечно, поехал. Приход тогда только зарегистрировался в Министерстве юстиции, было очень много бумажных дел. Я активно включился в работу, хотя священником ещё не был. Помогал там три года, а в 1995 году стал настоятелем. Вот так промысл Божий сохранил для меня этот приход.
—Значит, вы уже 13 лет являетесь настоятелем?
—Да, но в то время священников не хватало, и нужно было брать другие храмы, поэтому я одновременно был настоятелем трёх церквей: в селе Каблукове, в селе Трубине и церкви в Дмитровском районе.
—Кто вам помогает в восстановлении храма Спаса Нерукотворного?
—Прихожане. С мира по нитке — голому рубашка. Мы уже 15 лет строим…
—Где же проходят службы?
—Когда начали восстанавливать храм, семь лет служили в церковно-приходской школе. Там у нас был молельный дом. За это время построили часовню в честь блаженной Матроны Московской и деревянную церковь, которую митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий благословил в честь пророка Илии. Когда-то, в XVII веке, здесь стоял деревянный монастырь пророка Божия Илии. Его содержали думные дьяки Топорковы, они владели селом Каблуковом в XV — XVI веках. Исчез же монастырь во время нашествия крымского хана Давлет-Гирея, который всё уничтожил в этих местах. Монастырь больше не возрождался. Вот такая связь времён — с XVII века до нынешнего.
—Почему каменный храм в честь Спаса Нерукотворного?
—Потому что Спас Нерукотворный (его Гончаров очень почитал) — покровитель полотняного производства. Образ Спаса у нас сохранился из дореволюционного храма. Всё было уничтожено, кроме него. Хранился он в Никольском храме села Гребнева и почитается прихожанами как чудотворный. Двадцать третьего ноября 2002 года образ Спаса крестным ходом был перенесён к нам.
—Вы в семинарию сразу после школы пошли учиться?
—Нет, я поступил в Автомеханический институт на вечернее отделение. Потом ушёл в армию, а после армии, когда восстановился в институте, встретил верующих людей. Они были старше, умнее, образованнее. Для меня явилось открытием, что такие глубокие люди - и верующие. Во время атеистического периода я полагал, что в церковь только недалёкие бабки ходят. Конечно, скептически относился к вере, пытался спорить, но мне отвечали: «Большие знания приближают к Богу, а малые — отдаляют, так что ты, Сергей, лучше учись!» Это было в восемьдесят четвёртом году. Стали появляться книги Бердяева, Флоренского... Я увлёкся ими. Изучение русской философии и богословия привело к тому, что я оставил институт и ушёл в семинарию.
—Сейчас продолжается Великий пост. Как лучше провести это время?
—Пост — это не только время покаяния, но и время радости, когда мы творим благие дела словом и делом. В Великий пост, в первую очередь, нужно искать позитив и радость.
—Как справляться с раздражением, которое в пост испытывают многие?
—Раздражение многолико, смотря от какой страсти оно происходит. У кого-то раздражение появляется от несбыточных мечтаний, у другого — от тщеславия, у третьего — от семейных проблем. У каждого человека по-разному. На исповеди священник помогает выявить главную страсть (то есть то, от чего происходит раздражение) и подсказывает, как её укротить. Человек подходит к осознанию, что необходимо победить грех, и начинает поститься. А духовник помогает найти, выявить грех и подсказывает, что следует делать, чтобы искоренить его. Посты, богослужения и молитвы даны человеку, чтобы он избавился от угнетающего |его греха.
—Но ведь это не так просто: осознать свой грех и избавиться от него...
— Самое сложное — выявить корень греха. Каждый берёт ответственность за свою душу. Если вдумчиво подходим к своей душе, то начинаем понимать: что-то в нас не так — раздражение, гнев, осуждение... Пытаемся искоренить это, помочь себе. Сразу, конечно, не получается. Покаяние - сверхсложная задача. Однако главное не в том, что необходимо избавиться от грехов, страданий и найти утешение, главное — найти дух Божий, приблизиться к Богу.
—Что значит «найти дух Божий»?
—Когда приближаешься к Нему, вспоминаешь слова: «Не слышало ухо, и не видело око, и не восходило то на сердце человека, что уготовил Господь любящим Его». Наша церковь живёт этим духом. Василий Великий говорил: «Мы познаём Бога нашего по действованиям, а нас еретики заставляют формулировать глаголы неизречённые, которые даже ангелы не могут наименовать». Не подобрать слов, которыми можно описать святой дух Божий и действие благодати. Если бы ангелам поставили задачу описать мир Божий человеческими словами, то и они не смогли бы. Когда я говорил об этом с умнейшими людьми, то воспринимал только теорию, а сердцем не тревожился. Но попал на праздник Пасхи в Троице-Сергиеву лавру — и всё поменялось. Каждое песнопение явилось таким откровением, такой радостью! Хотелось плакать. Я сейчас понимаю, что душой обрёл Бога. Правда, это блаженное состояние быстро ушло.
—Почему?
—Потому что человек как лебедь, рак и щука: тело одного просит, душа — другого, а дух — третьего. Однако сам момент переживания остался. Вспомним, когда апостолы увидели на Фаворе , как Христос преобразился, показал им Свет, память об этом не дала им усомниться во страдающем Христе тогда, когда они увидели Его распятым. Так и мы: раз пережив, помним ощущение Божией благодати.
—В чём оно — ощущение Божией благодати?
—Благодать Божия — это Сам Бог, Который приходит к нам видимым или невидимым образом. Во время таинств крещения и евхаристии происходит единение человека с Богом. Но мы не можем этого объяснить, потому что это можно только ощутить. Такое состояние не заставляет человека выйти из мира и снять с себя ответственность за житейские дела и проблемы. Наоборот, приходит сила, уверенность, что можешь сделать многое и хочешь помочь другим. Во время поста главное — соединиться с духом Божиим, чтобы внутренне преобразиться и ощутить радость, внести что-то доброе в этот мир. В Евангелии сказано: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного». Это трудная задача, но выполнимая.
—Вы говорите, что у человека есть тело, душа и дух. Что такое дух в каждом из нас?
—То, что даётся нам от Бога во время крещения. Нашему духу нужно богообщение. Ему требуется только Бог. Бывает, тело и душа в порядке, но будто чего-то не хватает. Это наш дух требует молитвы и таинств. Таинства церкви направлены на то, чтобы напитать наш дух святым духом Божиим. Это опять же не поддаётся объяснению: это можно только с пережить. Когда в человеке действует благодать Божия, сразу видно.
—Всегда ли заметно преображение в человеке?
—При встрече с благодатью человек становится другим. Я это пережил на себе. Моё изменение было самым убедительным доводом для моих близких, когда я решил стать священником. Если человек перестаёт грешить, он вносит лепту в преображение мира. Это соработничество Богу.
Беседовала Евгения КАЛИНИНА,
спец. корр. «Щелковчанки».
Село Каблуково.
OCR Андрей
Коррекция Екатерина