О молитве
Автор протоиерей Сергий Дубинин.
Когда мы впервые приходим в храм
Мы обычно ориентируемся на молитвословы
А вот у святых глубже понимание Бога
Когда мы берем в руки молитвослов
К чему молитва должна приводить
Нужно сказать, что излюбленным чтением русского народа всегда был псалтырь
Молитва—это не просто разговор с Богом
Для любой молитвы характерны три правила
А также есть умно-сердечные молитвы
Молитва-это общение, диалог с Богом. Особо подчеркиваю: диалог, а не мантры, не вычитавание каких-то там заклинаний. Именно этим отличается Православие от Иудаизма, Буддизма, язычества… Молитва как бы заставляет нас понимать природу Бога. Каждый понимает Бога по мере своих способностей. В каком духовном развитии находится человек, так он и понимает Бога.
Когда мы впервые приходим в храм, мы ничего не знаем о Боге, думаем, что стоят верующие, чего-то просят и просят у Него, вымаливают. На самом деле это не так, поскольку есть благодарственные молитвы, которых более 70% в молитвословах. Есть покаянные молитвы, когда человек кается, переживает за свои поступки, когда нехорошо на душе, на совести. Просительные молитвы, когда человек просит помощи от болезней или в житейских нуждах.
Мы обычно ориентируемся на молитвословы, где есть утренние, вечерние молитвы, молитвы в продолжении дня, каноны к Божьей Матери, к Ангелу Хранителю, а также множество других канонов, которые написаны уже святыми людьми. Не нами, а святыми, которым открывались таинства. Иногда им являлся сам Господь. Например, Василию Великому: когда он молился, прям перед ним предстал сам Господь Христос. Василий смутился, а Господь сказал: “Продолжай молиться, мне твоя молитва угодна”. Среди составителей молитв такие имена как Иоанн Златоуст, Василий Великий, Григорий Богослов, и другие. Они были совершенными людьми, не то, что мы – примитивно понимающие Бога.
Когда человек походит в храм, узнает что такое Православная вера, да еще чего-то почитает, естественно, он Бога будет понимать уже по-другому, яснее. Тогда человек понимает природу своей души, что она испорчена, что много нехорошего он делает. Оказывается, что такие грехи как сплетни, осуждение для него открываются, именно с большой буквы. Человек думал, какой он хороший, а тут выяснилось, сколько много нехорошего он сделал. Например, многим женщинам открывается, что аборты- это детоубийство, и они начинают глубже понимать свою душу и читать к примеру покаянные молитвы. У них уже идет общение с Богом, то есть они уже не просто молятся, а появляется какой-то опыт благодати, которую Господь дает молящемуся человеку. Когда человек молится, кается, причащается, он воспринимает это состояние «не как от мира сего». То есть человек понимает, что эти ощущения не испытывает когда смотрит телевизор, слушает музыку и так далее… Возникают другие ощущения, явно не от мира сего. В этот момент человек совершенствуется, как говорят, «в духе совершенствуется», у него внутри идет диалог с Богом, и далее душа просит других молитв. Например, благодарственных или покаянных молитв. В такое время человек заказывает много благодарственных молебнов, для него открывается новый мир: “Ой, Господи, я не знал, что такое есть, Ты мне открываешь такое и такое, и так хорошо, что этот мир веры и церкви я познаю”.
А
вот у святых глубже понимание Бога.
Иоанн Листвичник писал: “Мы боимся не согрешить, а боимся потерять благодать, ту
любовь, которую нам дает Господь”.
“Ради такой любви, — писал Макарий Великий, — я готов каждый день страдать по
тысячу раз, страдать за всех, быть сжигаемым, распинаемым, оскорбляемым, лишь бы
любовь Божия ни куда от меня не уходила”.
Молитв очень много, и по Вашему состоянию, восприятию Вы будите выбирать сами молитвы, которые Вас удовлетворяют. Будь то просительные, покаянные или к Ангелу Хранителю. Молитвы могут быть также и о государстве, и об усмирении враждующих сторон, так же если кому-то нужно поменять квартиру, молитвы помощи в делах.
Когда мы берем в руки молитвослов, мы должны понимать, что молитвы, входящие в его состав, написаны святыми людьми. Эти люди показывают нам с вами направления, то, чего Господь хочет слышать от нас. Многие молитвы очень старые: например Иоанн Златоуст писал свои молитвы полторы тысячи лет назад, и таких много. За время, которое существуют эти молитвы, они не раз были проверены и одобрены всей церковью. Но естественно, это только условные направления к какой молитве мы должны стремиться. А так можно и своими словами молиться. Молитвы в молитвослове — это вехи, которых мы должны придерживаться для правильного развития направления молитвы, чтобы не творить отсебятину.
К чему
молитва должна приводить.
Молитва должна приводить к двум состояниям. Первое — к любви, чтобы человек не
убивать хотел, не был агрессивным, а чтобы наоборот — мог любить, мог даровать
другому эту любовь, чрез себя мог нести эту пользу, добро, мир.
Когда молящийся всегда ощущает мир в душе, это называется смирением. Смирение —
второе качество, которое должна вырабатывать молитва. То есть мир в душе во что
бы то ни стало. Если нет мира в душе, мы знаем, что наша молитва не совершенна,
наша молитва еще не достигла степени совершенства.
Вообще, смирение и любовь — это два таких основополагающих принципа, которые
отличают христиан от других людей. И именно на эти два принципа восстают другие
религии с их аскетическими идеалами. Например язычники, которые заклинания
читают. Для них это вообще не существенно и не важно, а смирение и любовь, может
быть, призираемые понятия. Их заклинания другое предполагают. К примеру,
язычники своими молитвами стремятся: “Я лучше всех, я сильнее всех, я владыка
всего”. В результате получается:“я все могу, я знаю тайны этого мира, я знаю
магию этих молитв, я могу этим миром управлять”— и так далее. Получается, Бог
является у них человеком на посылках, прямо как в сказке о рыбаке и рыбке. Все
эти заклинательные принципы противоречат нашей Христианской вере, мы наоборот
бежим от этих принципов. Мы говорим: “Не воля моя, а воля твоя, Господи,” —
потому что бывает и сам человек просит для себя не полезное.
Как я начинал
молиться. Когда я в восьмидесятом
году в календаре Московской патриархии увидел утренние и вечерние молитвы, я
просто прочитал их. Мне врезались в память слова из вечерней молитвы к
Богородице, которые я постоянно повторял. И вдруг со мною что-то стало
происходить. Какие-то чувства возникли, не от мира сего почувствовал я. И это
было первым побуждением к молитве. Когда я первый раз пришел в храм, я сказал
священнику: “Я ничего не знаю”. Он мне сказал: “Прочитай утренние и вечерние
молитвы”. Я сказал: “Я прочел их”. Он ответил: “Выбери себе то, что понравилось.
Слова, которые для души. Это могут быть даже несколько слов «Господи помилуй
меня грешного», а для некоторых молитва «Отче наш». Ты выбрал себе молитву,
повторяй эти молитвы. Повторяй их как можно чаще, особенно утром, может минуту
или две — сколько понравится,”— сказал священник.
Читая молитвы, совершенно не обязательно загружаться канонами. Потом душа будет
требовать все больше и больше главное, чтоб это от сердца искренне восходило. И
действительно, потом мне понравилось «Отче наш», «Царю небесного». Я ее долго
читал, так мне понравилась эта молитва! Потом я уже стал проникать в смысл
молитвы, привык к церковно-славянскому языку. Потом я снова пришел к священнику,
он мне сказал: “Ну ты теперь три молитвы читай, возьми это за правило, три
молитвы утром- три молитвы вечером. Ведь три молитвы- это три минуты. Если есть
потребность, молись своими словами, но эти три молитвы обязательно прочитай”.
Вот так все больше и больше я начинал молиться. Главное в молитве- это
поступательное движение к Богу, стремление и желание понять Господа, понять
себя, понять этот мир, что Господь хочет от нас. Если есть желание общаться с
ним, это общение обязательно будет. И Господь посылает людей. Когда я начинал
молиться, вдруг я встретил человека, которого давно не видел, а он мне подарил
книгу «Толкование молитвы Отче наш», такое для меня тогда богословие открылось.
Дальше я углублялся и познавал молитвы.
Нужно сказать, что излюбленным чтением русского народа всегда был псалтырь. На псалтыре построено все Богослужение, да и вообще всегда любили размышлять о псалмах. Если непонятен церковно-славянский текст, можно поискать и на современном русском языке, сейчас много молитвословов написано современным языком.
Молитва—это не просто разговор с Богом, а еще жизнь с ним. Каждый понимает Бога в меру своих познаний. Кто-то примитивно, для таких людей тоже молитвы есть. Молитесь—это правильно, тогда будете понимать больше, Вам больше откроется смысл. Оказывается, не просто Ты мне—я тебе, а что Бог во мне, и никуда я от этого не денусь, и грех во мне, и благодать во мне, и чем-то я являюсь непонятным, в неком раздвоении. А молитва как раз показывает, где грех в тебе, где добродетель, и куда стремиться.
Для любой молитвы характерны
три правила, которые необходимо
соблюдать. Каждая молитва действенна тогда, когда совершается (1) с вниманием,
(2) с благоговением, (3) со смирением.
1 Необходимо сосредоточенным быть, не следует допускать, чтобы возникали какие либо лишние мысли и чувства. Нужно тренировать свою память, чувства, не давать себе о чем-то мечтать в душе.
2 Благоговение—это благоговенное чувство к Богу. Особенно у нас не должно быть чувства фарисейского: «я все могу, я все умею, мне надо какие-то молитвы прочитать». Не должно быть отношение к Богу «Ты мне- я тебе». Наоборот: «Боже, милости буде мне грешному». Потому что Бог есть все, а мы перед Ним ничто, и как Давид говорил: «что человек пред Тобой есть, что Ты смотришь на него». Господь знает, что человек будет молиться, что будет просить, поэтому очень милосердно к нам относится.
3 Смирение- это наше понимание того, что мы как таковые из себя мало что
представляем. Нашими молитвами мы Бога не заклинаем и ни к чему, тем более,
принудить не можем. Чувство смирения — это, образно говоря, постоянное держание
себя в руках, постоянное чувство греха перед Господом, и что только Господь
может избавить нас от греха.
За эти чувства: сосредоточение, благоговение и смирение — всегда необходимо
бороться, поскольку эти чувства являются основной движущей силой.
А также есть умно-сердечные молитвы, этими молитвами молятся профессионально монахи. Это сосредоточение внимания, сердца, слов и чувств. Но более подробно о таких молитвах несколько позже в другой статье.
Набор, коррекция
Андрей, Екатерина