Глава 5-я. Возрождение Спасского храма
Имя Пушкина и Натальи Николаевны Гончаровой стало талисманом для молодого священника Сергея Дубинина, получившего святую миссию возрождения Спасской церкви. Первое, на что он нашел средства - на памятную доску на обветшавшей стене полуразрушенного храма, напоминающую всем о храмоздателе Гончарове, прапрадеде Натальи Николаевны Пушкиной. В старом здании церковно-приходской школы о. Сергий оборудовал молельную и вместе со своим другом Юрием Царевым принялся за нелегкую и дорогостоящую работу по восстановлению храма.
Старые метрические книги Спасской церкви, хранящиеся в Щелковском городском архиве, приводят многие фамилии каблуковцев на грани XIX-XX веков - Грачев, Грудцов, Ванифатов, Илюшевский, Калинин, Канаев, Корольков, Лапкин, Лукашин, Мажаев, Птичников, Савостьянов, Золотов, Терехин, Халуев. Многие из них приняли участие в договоре общины с советской властью, отстаивали свое право на отправление религиозных обрядов, но черная сила советской власти переломила, и храм был закрыт в 1939 г.
Храм перешел в ведение могущественного райпотребсоюза для хранения товаров, и его разрушение несколько задержалось.
Прихожане особо чтут память настоятеля о. Николая Фивейского, с 1897 по 1939 г. окормлявшего жителей Вори-Богородской, Литвинова и Каблукова и много претерпевшего от советской власти в годы оголтелого богоборчества. Не раз был арестован советскими властями, его пытались запугать и заставить закрыть храм. Он стойко вынес испытания, но власть оказалась сильнее, и храм был закрыт. Уголовное преследование членов Церковного совета продолжалось до 1942 г., когда было вынесено решение «за давностью лет и за немощностью многих, лежащих в постелях», дело прекратить.
В те же годы гонений был арестован член Церковного Совета крестьянин Халуев Александр Иванович (1895-п. 1930), его судьба до сих пор неизвестна [ГАРФ, дело П-75576].
Клир Спасской церкви в старину и сегодня
1710 — 1722 гг. священник Роман Васильев и дьячок Иван Васильев
ранее 1816 - Алексей Васильев (1740-1826), в 1816 - заштатный священник. [ф. 707 оп. 2 д. 1 PC 1834]
ок. 1808 -ранее 1822 -Илья Павлов 1788-1822, в 1830- его вдова Елена Федорова 39 лет - просвирня с 1824. [ф. 707 оп. 2 д. 1 PC 1834]
1822-П.1830 - священник РОЗАНОВ Дмитрий Зиновьев (1794-п.1830), сын пономаря, ок. курс Перервинской семинарии и назначен в
1817 г. к ц. Воскресения Христова в Родинках, с 1822-здесь. Вдов п. 1823,
у него сын Иван ВОСКРЕСЕНСКИЙ (фамилию получил в семинарии по
церкви, в которой служил его отец при отправке его на учебу) 1818-n.1830,
уч. в Моск. Высоко-Петровском уч. на содержании отца.
Дьячок ГИАЦИНТОВ Алексей Алексеев 1770-П.1834, сын священника. Назначен в 1796 сюда, у него сын Сергей 1804, уч. в Моск. уездн. уч-ще, в
1818 выбыл в сторожа Радонежского дух. правления, Николай 1807 - туда
же в 1827, Иван 1809 - в Клинском уезде с. Хлопотово, Дмитрий 1814 —
выбыл в «Берлинскую пустынь» в 1831 г, в надежде постричься в монахи.
от 2-й жены - 2 дочери: Анастасия 12 и Ульяна 12.
У церк. двора 69 кв. саженей, пашни и сенокоса 33 дес. (пашню обрабатывают, вероятно, помещичьи крестьяне и выдает помещик 250 руб. и 12 четвертей ржи). [707 оп. 1 д. 20 1830 г.; ф. 707 оп. 2 д.1 1834 г.]
1839 - 1877 - священник Сергей Иоаннов ВОЗДВИЖЕНСКИЙ, 50 лет, родился в М., сын священника, обуч. в Спасо-Вифл. училище. (Матушка - Татьяна Дмитриева 45, дети - Константин 23 г., Иван обуч. в Моск. сем. 18 лет; Софья 13, Василий 10, Павел 6, Алексей 3. Дьячок Николай Павлов Комаров 45 лет, сын псал. жена - Ульяна Алексеева 30 лет. Псаломщик Иоанн Архипов Смирнов. [707 оп. 1 д. 911; ЩГА Метрические книги]
1877-1895 - о. Федор БОГОСЛОВСКИЙ. Дьякон и псаломщик те же.
1895-1939 священник Николай Павлович ФИВЕЙСКИЙ
(31.12.1875-1943). Отец Николай более 40 лет окормлял прихожан Воря-Богородского, Литвинова Каблукова и остался в памяти многих поколений как добрый пастырь. Он окончил Вифанскую духовную семинарию в 1897 г. и назначен в Спасский храм. Был он из семьи священника Никольской церкви с. Никольского-Урюпино о. Павла Ивановича, после смерти которого тот приход перешел к старшему сыну Егору (Георгию), арестованному в 1926 г. и погибшему в 1933 г. в ссылке в Нарымском крае. У о. Николая было 9 детей, многие из них стали учителями и по праву считались заслуженными учителями страны, продолжая как бы пастырскую миссию отца в доступном для советского времени виде.
Нельзя не отметить и помощников о. Николая. Как попечитель Спасской церкви в 1900-е гг. много средств вложил в обновление благолепия церкви богородский купец Алексей Семенович Белкин (1850-П.1910), владелец бархатной фабрики в д. Дядькино Богородского уезда близ Берлюкова монастыря.
... Но к моменту возвращения церкви прихожанам в новое, демократическое, время от нее остались одни только стены.
Вместе с разрушением церквей разрушались и многие традиции - раскулачивали и высылали самых работящих, чтобы создать раздор в сельском обществе начали разделять его на «чистых и нечистых». Но время и сильное стремление общества к свободе переселило эту власть...
С 1993 г. настоятелем назначен о. Сергий ДУБИНИН. Познакомим с его биографией. Сергей Николаевич Дубинин родился в рабочей семье 8.6.1963, Калининград (Королев). Именины на день св. Сергия Радонежского 18 июля. Окончил среднюю школу №10 и поступил на вечерний ф-т в Московский автомеханический институт. После 1-го курса - служба в армии. После армии в 1988 г. он почувствовал, что у него сменились жизненные приоритеты, и он ушел в другой мир - работал в Лавру столяром, сдал экзамены в семинарию, которую окончил в 1992 г., и поступил в Академию. Параллельно учебе нес в 1990-1994 гг. послушание иподиакона у Митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия. 19 декабря 1994 г. был рукоположен во священники и был назначен в Богородицерождественскии храм с. Образцова Щелковского района, где прослужил до 1.7.1995 г. Наряду с этим с 1993 г. на молодого священника возложили многотрудные обязанности по восстановлению храмов Сергия Радонежского в селе Трубино и Спасского в с. Каблуково.
Трудные и радостные шаги восстановления
Еще в декабре 1992 г. его школьный товарищ (за одной парте сидели) Юрий (Иванович) Царев помогал в Каблукове, куда он приезжал иногда отдыхать на Воре, образовать церковную общину и составить ходатайство о передаче ей полуразрушенного храма. Община упросила его побыть немного старостой. В начале 1993 г. после долгого перерыва пересеклись пути школьных товарищей, и о. Сергий начал помогать возвращению храма церкви и взялся за тяжкий труд восстановления Спасского храма, закрытого 50 лет назад и в небрежении разрушенного временем и расхитителями. Так началось их совместное служение святому делу возрождения.
В Сергиевском храме в Трубино о. Сергием успешно закончен 1-й этап и передан назначенному настоятелю о. Владимиру. Первую литургию отслужили 1 июня 1995 и в молебном доме церкви села Каблуково, оборудованном в бывшей при храме церковно-приходской школе, занятой в последние годы библиотекой села. А 21 июля «на Казанскую» провели первый молебен и в стенах немного очищенного от мусора Спасского храма. Часовня св. Матроны Московской. До полного восстановления храма было очень далеко, и в сентябре 1999 г. на церковной территории была построена деревянная часовня во имя очень почитаемой в нашем крае блаженной Матроны Московской. А построена та часовня тщанием, как говорили в старину, Василия Люськова - бывшего командира воинской части близ Каблукова, москвича Владимира Бирюкова да Александра Тузкова. А часовенную святыню, св. Матрону Московскую (см. выше), писал славный иконописец из Фрязино Михаил Лимонов. Часовня была освящена 12 ноября 2000 г., и каждую субботу здесь идет молебен, продолжая начатую еще в 1998 г. традицию.
Храм св. Ильи Пророка. Но все-таки приходу нужен был храм. И такой храм Господь явил. Появился как-то у о. Сергия в гостях предприниматель 64-х лет. Горе у него было, без жены давно остался, и сын Илья погиб недавно. И переменил он свой образ жизни, и приобщился к Богу, и решил поставить на свои средства храм во имя св. Ильи Пророка. Владыка Ювеналий благословил такому храму быть в Каблукове. И так стало. 2 августа 2000 г. был заложен фундамент, а в 2001 г. был срублен храм рядом с часовней у быстрой Вори, на брегах которой стоял в древности монастырек «Илья святый». Вероятно, по этому-то монастырьку и древние Топорковы прозваны были Клобуками (по монашескому головному убору), а по ним и село получило название Клобуково. 10 ноября 2002 г. благочинным о. Сергием Решетняком храм был освящен.
Вот такая история рождения храма св. Ильи.
А боголюбивый предприниматель был посвящен вскорости во диаконы, а затем и настоятелем в тульской земле в возрождаемой церкви св. Богородицы села Савино, у стен которой в 1913 г. был похоронен В. Руднев, командир легендарного крейсера «Варяг», бывший попечителем храма. На престольный праздник Ильи Пророка храмоздатель приезжает непременно в Каблуково.
Прихожане из поездки в Муром привезли икону св. Ильи Муромца с частичкой от его гроба, и теперь в этом храме идет окормление молодых солдат из соседней части. Но дружба о. Сергия с офицерами и солдатами этой части началась давно и успешно продолжается, восстанавливая старинные традиции православного воинства. 23 февраля, на день Вооруженных Сил, о. Сергий непременный соучастник торжеств в части, куда он приезжает с иконой святого защитника русской земли Ильи Муромца.
Итак, православный люд прихода и духовные чада о. Сергия обрели наконец-то благоустроенный храм - во имя св. Ильи Пророка.
Освящение этого храма и начало регулярных служб позволили хлопотать о возвращении в Каблуково местной святыни - храмовой иконы Спаса Нерукотворного образа, перемещенной в 1939 г. в Никольскую церковь с. Гребнево. Так 23 ноября 2002 г. состоялся праздник: почти 10 км прошли прихожане двух этих храмов в крестном ходе перенесения святыни на каблуковскую землю. Старинная икона заняла почетное место в Ильинском
храме, дожидаясь возвращения в «свой» храм и освящая своим присутствием труды возрождателей.